2. Теоретическая часть исследования  «Психологические и социологические проблемы персонажа Тургенева глазами современных подростков"

                                    Введение.

     Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
     Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню. Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
           Но - это наше, сугубо индивидуальное мнение, и  многие могут с ним не согласиться.    Поэтому  целью нашего исследования стало: опросить учащихся нашей школы (с 5 по 11 классы) и, проанализировав мнения, узнать ответы на  волнующие  вопросы.    

         Эта кропотливая работа поначалу меня утомила, но получая неожиданные  ответы на  поставленные мной вопросы ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1) я получила много положительных эмоций и поняла, что исследование мое актуально, т.к.  мои сверстники невнимательно читают художественные произведения, не задумываются о мотивах, побудивших героев на отчаянные поступки. Так, оказалось ученики школы не задумывались над вопросом «Почему Герасим убил Муму?». А задуматься пришлось, отвечая на опросник, составленный специально для данной исследовательской работы.  Ученики проявили бурный интерес к работе и это побудило выступить  с анализом  на Научно-практической конференции с. Толбазы.

Социальная значимость проекта: материалы работы можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятиях.

Методы исследования:

- теоретический (сбор и обработка материала по теме исследования)

- экспериментальный (опрос, беседа)

-творческий ( придумать  новую концовку рассказу И.С. Тургенева)

-анализ, классификация.

.. Исследование проводилось методом беседы по заранее намеченным вопросам о мотивах конкретных поступков персонажей и методом анализа письменных работ опрошенных.. В первом варианте этих работ учащиеся давали письменные ответы на те же вопросы (о мотивах поступков персонажей), которые ставились и в беседе; во втором варианте писали  ответы на вопросы  анкеты, участвуя в роли писателя, меняли концовку рассказа ;  и далее - они давали письменные характеристики персонажей (в одном случае — путем анализа мотивов поведения, во втором случае — путем обычного школьного анализа образов).

  С учащимися было проведено свыше  20  индивидуальных бесед, посещено 5 классных ученических собраний   и  классных часов, а также собрано свыше 83  письменных ответов.  

Задачи:

  1. Познакомиться с рассказом И.С. Тургенева «Муму», проанализировать героев и основные мотивы  поведения.
  2. Обсудить  возникшие вопросы с научным руководителем.
  3. Составить перечень волнующих вопросов, касающихся названного произведения и провести анкетирование учащихся5-11 классов  .
  4. На основе полученных результатов сделать выводы
  5. Оформить исследовательский материал по заявленной теме
  6. Выступить с презентацией проекта на Научно исследовательской конференции с. Толбазы
  7. Принять участие в школьной конференции. Ознакомить учащихся школы с результатом опроса.

       В соответствии с этим задача исследования состояла в выявлении особенностей понимания старшими школьниками мотивов поведения персонажей, а Тенденция школьников упрощать анализ сложной мотивации, не вникая глубоко во внутренний мир персонажа, особенно сказывается на анализе сложных и обусловливающих друг друга мотивов, которые вытекают из развития сменяющих друг друга чувств или замыслов, обычно не высказанных в прямой и четкой форме в художественном тексте.

Гипотеза исследования:

    Произведения художественной литературы,   мы считаем, прежде всего, учат  нравственности, учат детей  ориентироваться в жизни, находить для себя ответы на вопросы жизненно важные, различать добро и зло, истинность и ложь. Литература помогает нам очищаться душевно. Человек, который читает классическую литературу, научится думать, прежде чем совершить поступок, как это отзовется на других людях.   Чтобы осуществить эту воспитательную цель, автор  приводит нас к  определенной идее. А для  постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над ним. (Идея – это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета.  Идея есть в каждом художественном произведении. )Только после многократного обращения к тексту, после перечитывания его каждый раз с новым заданием, мы  открываем  в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении . Поэтому  я считаю, что ученики  - мои сверстники не в полной мере поняли «Муму» И.Тургенева. И  не  осознали мотивы, побудившие Герасима, главного героя на  жестокость.

    Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?    Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках?

    Я считаю,   мастер слова, мастер пейзажа. И.С. Тургенев , являясь глубоким патриотом,  верил в русский народ, в его одарённость, в его духовную красоту. Его жизненное кредо: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг это был – "крепостное право", - поэтому Герасим решил уйти из дома навсегда, но это решение было принято только тогда, когда он утопил Муму. Но почему же все- таки  надел   праздничный кафтан?  До этого момента  он так ждал этот праздничный кафтан, чтобы идти свататься к Татьяне. И вот теперь Герасим в нём. Почему? Я думаю, он хотел последний выход с Муму сделать как можно приятнее для неё. 

   Совпадает ли мое мнение с мнением 83 учащихся моей школы?

               Краткая аннотация

        Ученицей 6 класса прочитан   рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 1852 году —  «Муму́» .

    Проведен опрос учащихся 5-11 классов на знание данного произведения,  на понимание   ими мотивов основных поступков главного  героя:  Герасима. В нашей школе на материале произведения художественной литературы разработан подобный опрос впервые. После выступления  на научно- практической конференции «Старт в науку» 11.01. 2016 года в школе планируется выступление перед учениками с целью  ознакомить с результатами опроса.

                                          Глава 1.

                        И.С. Тургенев. «Муму». Сюжет.            

      В одном из московских домов живёт барыня, окружённая многочисленной челядью. Среди её слуг выделяется дворник Герасим — человек высокого роста (около 195 см) и богатырского сложения, но глухонемой от рождения. Будучи привезённым из деревни, он долго тосковал по родным местам, но постепенно привык к городскому житью. Он усердный работник и во дворе у него всегда порядок.

      С определённого момента обитатели дома начинают замечать, что Герасим с особой симпатией относится к тихой безропотной 28-летней прачке Татьяне. Его ухаживания трогательны и дело идёт к женитьбе; Герасим только ждёт, когда ему сошьют новый кафтан, чтобы в пристойном виде появиться перед барыней и попросить разрешения на брак. Однако барыня, понаблюдав за поведением вечно нетрезвого башмачника Капитона, вдруг решает, что исправить его может только женитьба, и определяет ему в супруги Татьяну. Дворецкий Гаврила, узнав об этом, пугается: он понимает, что ответная реакция Герасима может оказаться непредсказуемой. На срочно созванном совете был найден выход: зная о нелюбви Герасима к пьяницам, Татьяне предлагают притвориться хмельной и в таком виде пройти мимо дворника. Хитрость сработала; Герасим, просидев почти сутки в своей каморке, переживает крах любви и поэтому не препятствует чужой свадьбе.

      Через год Татьяна со спившимся Капитоном по настоянию барыни уезжают в деревню. Герасим, простившись с ними на Крымском Броду, по пути домой, вытаскивает свалившегося в воду маленького щенка. Герасим приносит щенка домой, кормит и даёт кличку — Муму (одно из немногих слов, которые он может произнести). Со временем Муму превращается в симпатичную собачку, которая ко всем во дворе относится с доверием, но любит только Герасима. Барыня узнаёт о её существовании самой последней. Попытки наладить с собачкой отношения ни к чему не приводят; неудачное знакомство завершилось требованием барыни сделать так, «чтоб её сегодня же здесь не было». Гаврила, которому был адресован этот приказ, постарался его выполнить: сначала Муму тайком увезли на Охотный ряд и продали, но спустя сутки она вернулась к Герасиму с обрывком верёвки на шее. Тогда челядь максимально доступно объясняет дворнику, что барыня недовольна его собакой. Герасим в ответ даёт понять, что сам решит эту проблему.

    Спустя час Герасим вместе с Муму вышли из каморки. Дворник повёл собачку в трактир и заказал для неё щи с мясом. Затем они отправились к Крымскому Броду и сели в лодку. Когда Москва осталась далеко позади, Герасим привёл в исполнение приказ, данный барыней: Муму поглотили воды реки. А её хозяин вернулся; но не в московский дом барыни, а в деревню.

 

 Приложение 1.

Опросник.

1. Читали ли вы «Муму» и. С. Тургенева?

2. Почему же Герасим не ушел вместе с нею (с собакой) в деревню?

3. Известно, что прототипом героя является  немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки. 

4. Кто   виноват в смерти Муму?

1) Герасим.
2) Барыня.
3) Степан, передавший приказ барыни.
4) И. С. Тургенев.
5) Крепостное право.

 5. Как бы вы закончили этот рассказ, если бы были писателем?

           Три версии. Наш ответ на вопрос «Почему ушел..?»

     Главный герой - воплощение лучших качеств русского народа. Уход Герасима от барыни - символ неизбежного освобождения русских крестьян от крепостного права заслуживающая рассмотрения, настаивает на «странности русской души», проявляющейся, в частности, в импульсивности поступков и последующих угрызениях совести. Барыня Герасима изводила, настаивала на уничтожении собачки. Однажды тот не выдержал давления .  

       Еще одна версия – о некоммуникабельности. Герасим плохо ладил с людьми, при этом был    барыне послушным работником. А ушел, потому что понял – не дано ему жить в городе, где много равнодушных людей..

   Думаю, что мы имеем дело с сильной психологической травмой от совершенного злодеяния, осознание содеянного сильно «обожгло» его. Отсюда и импульсивное решение, которое свидетельствует о его страхе перед повторением чего-либо подобного. Совесть и страх — вот мотивы бегства этого «малодушного» человека.  

     С моей точки зрения , этот вопрос  должен быть обращен к И. Тургеневу.. Автор, вероятно, был сильно недоволен сложившейся в государстве общественно-политической системой и поступок героя произведения – это вопль отчаяния, попытка разбудить, расшевелить общество этим вопиющим примером отчаявшегося раба, указать таким образом на недостатки крепостничества, рабского самосознания и т.д., намеренно «выкрутив» сюжет так, чтобы в горле «ком встал» и захотелось призадуматься. Или же, проще: депрессия, сниженное настроение, меланхолия, решил закончить произведение так, чтобы у людей сердце «разрывалось»

     Осознав, насколько его новые взгляды отличаются от окружающего социума, Герасим не смог больше в нем находиться, а поделиться своими взглядами он тоже ни с кем не мог вследствие немоты. Поэтому ушел от всех.

Вывод

     Таким образом, вопрос исследования ставился в широком плане психо-логической и социологической характеристики персонажа путем раскрытия мотивов его поведения, его общей направленности и ее обусловленности эпохой, воспитанием и образом жизни.

     На основе письменных ответов и собственного умозаключения  я поняла, что Тургенев специально рисует Герасима таким могучим, чтобы на контрасте показать вместе с тем его духовную нерешительность и робость, можно сказать, рабство. Дворник утопил свою собаку не потому, что пожалел ее: вообразил, как она будет без него слоняться по чужим дворам в поисках еды. Он ее убил, так как не смог противостоять барскому наказу и давлению других слуг. И когда читатель понимает всю суть внутреннего мира Герасима, его шокируют две вещи: мастерство писателя и глубокая трагичность повествования, именно  поэтому в душах еще «не выросших  и не созревших учеников» ,  рассказ Тургенева «Муму» остается   жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню? »
Герасиму ведь никто не мешал сбежать вместе с собакой, вообще, так сказать, подготовить побег заранее. Но он не сделал этого, а  покорно исполнил приказ.   На вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, ответы учеников были разнообразными .Ключ к пониманию произведения И.С. Тургенева – в рабской психологии русского человека, которую классик виртуозно воплотил в образе бессловесного дворника.-

Список использованной литературы:

  1. https://ru.wikipedia

     2. http://libraryrf.ru/mumu/ Иван Сергеевич Тургенев . Рассказ «Муму».

     3. http://www.syl.ru/article/188547/new_pochemu-gerasim-utopil-mumu-psihologicheskiy-analiz-proizvedeniya