Тема урока: Морфологический разбор глагола
Цель урока : формировать у учащихся представление о морфологическом разборе глагола.
Задачи: - знать порядок морфологического разбора глагола;
- воспитать любовь к природе, слову;
- развивать память, уметь обобщать материал, развить речь;
Оборудование:
- мультимедийный проектор
Технологическая карта урока «Морфологический разбор глагола»
Цель – знакомить с целью урока, создать доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.
Здравствуйте ребята!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать.
______
Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Приветствие.
Личностныее УУД.
2 этап. Актуализация знаний.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Вспомним, ребята. О чем мы говорили на прошлых уроках.
-Что нового узнали?
-Какие виды заданий выполняли?
Посмотрите, ребята, на слайды(СЛАЙД 2)
Найдите «третье лишнее».
1. Любить, бить, рубить.
2. Синеть, чернеть, петь, звенеть.
(СЛАЙД 3 .)
«Лишними» являются глаголы бить (относится к I спряжению) и звенеть (относится ко II спряжению).
3. Беспокоится, заботятся, учиться.
(СЛАЙД 4) «Лишним» глаголом является учиться, т.к –это инфинитив имеет суффикс _ть., а слова беспокоится, заботятся имеют окончание ит., ят, это личные окончания глаголов.
4.Писать,говорить, рассудить
(СЛАЙД 5)
«Лишним» глаголом является рассудить, т. к является глаголом совершенного вида, образованным от несовершенного путем замены суффикса (рассуждать-что делать?, рассудить-что сделать?).
-Какие еще способы образования глаголов совершенного вида от несовершенного вы знаете? (от разных корней говорить-сказать, путем присоединения приставок и изменения суффикса глотать – проглотить,путем переноса ударения ( срезать—срезать), и др.
5. Рассказ…вать, выигр..вать, проб…вать.
СЛАЙД 6 «Лишнее слово пробовать, тк. Имеет суффикс ОВА-(если в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на –УЮ, (-ЮЮ), то пишется суффикс- ОВА/-ЕВА.
6. Написать бы, вернуться бы ,улыбнуться.
СЛАЙД 7. «Лишнее слово « улыбнулся, т.к это возвратный глагол изъявительного наклонения, а остальные два глагола -глаголы сослагательного наклонения.
- Молодцы, со всем заданиями мы справились, далее проверим домашнее задание.
-С домашним заданием все справились? Поднимите руки те, кто не выполнил домашнее задание.
-Было сложно? Какие трудности вас предостерегали? Давайте проверим……
Ваши тетради готовы сдаться…..Поменяемся тетрадями.
Ученики внимательно слушают и отвечают на вопрос учителя.
Регулятивные УУД:
-проблемная подача учебного материала.
Познавательные УУД -самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
3 этап. Изучение нового материала.
Цель: решить проблемные вопросы, раскрывающие тему урока.
В вновь полученных тетрадях запишите сегодняшнее число.
Классная работа. Запишем т
Включит учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока
-с чего мы начали урок? ( мы вспомнили пройденное по теме «глагол»)Глагол-это…..
Откроем книжки на стр. 256. *46.
-Что нам сегодня предстоит сделать? (Выполнить морфологический разбор глагола)
Запишите тему : «Морфологический разбор глагола».
Запишем такое предложение ( № 2 стр 257 для Даши 2-е сложное предложение , выполнить морфологический разбор глагола и сделать схему, расставить знаки препинания), а для нас предложение № 3.
Дремлет чуткий камыш . (СЛАЙД 8)
- Укажем синтаксическую функцию и частеречную принадлежность слов. Начертим схему. Найдем глагол. Устно охарактеризуем его.
- Выполним морфологический разбор глагола ( план разбора стр. 256
Упражнение 360. 1-е предложение разбираем вместе.
Начиная со второго работа в парах.
Выписываете глагол вместе с зависимым существительным, выполняете разбор и меняетесь тетрадями , проверяете. Потом оцените работу соседа.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его
Ответы учащихся на вопросы учителя.