Тема урока: Морфологический разбор глагола Цель урока : формировать у учащихся представление о морфологическом разборе глагола. Задачи: - знать порядок морфологического разбора глагола; - воспитать любовь к природе, слову; - развивать память, уметь обобщать материал, развить речь; Оборудование: - мультимедийный проектор Технологическая карта урока «Морфологический разбор глагола» Цель – знакомить с целью урока, создать доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу. Здравствуйте ребята! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять И внимательно считать. ______ Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Приветствие. Личностныее УУД. 2 этап. Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия Вспомним, ребята. О чем мы говорили на прошлых уроках. -Что нового узнали? -Какие виды заданий выполняли? Посмотрите, ребята, на слайды(СЛАЙД 2) Найдите «третье лишнее». 1. Любить, бить, рубить. 2. Синеть, чернеть, петь, звенеть. (СЛАЙД 3 .) «Лишними» являются глаголы бить (относится к I спряжению) и звенеть (относится ко II спряжению). 3. Беспокоится, заботятся, учиться. (СЛАЙД 4) «Лишним» глаголом является учиться, т.к –это инфинитив имеет суффикс _ть., а слова беспокоится, заботятся имеют окончание ит., ят, это личные окончания глаголов. 4.Писать,говорить, рассудить (СЛАЙД 5) «Лишним» глаголом является рассудить, т. к является глаголом совершенного вида, образованным от несовершенного путем замены суффикса (рассуждать-что делать?, рассудить-что сделать?). -Какие еще способы образования глаголов совершенного вида от несовершенного вы знаете? (от разных корней говорить-сказать, путем присоединения приставок и изменения суффикса глотать – проглотить,путем переноса ударения ( срезать—срезать), и др. 5. Рассказ…вать, выигр..вать, проб…вать. СЛАЙД 6 «Лишнее слово пробовать, тк. Имеет суффикс ОВА-(если в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на –УЮ, (-ЮЮ), то пишется суффикс- ОВА/-ЕВА. 6. Написать бы, вернуться бы ,улыбнуться. СЛАЙД 7. «Лишнее слово « улыбнулся, т.к это возвратный глагол изъявительного наклонения, а остальные два глагола -глаголы сослагательного наклонения. - Молодцы, со всем заданиями мы справились, далее проверим домашнее задание. -С домашним заданием все справились? Поднимите руки те, кто не выполнил домашнее задание. -Было сложно? Какие трудности вас предостерегали? Давайте проверим…… Ваши тетради готовы сдаться…..Поменяемся тетрадями. Ученики внимательно слушают и отвечают на вопрос учителя. Регулятивные УУД: -проблемная подача учебного материала. Познавательные УУД -самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование 3 этап. Изучение нового материала. Цель: решить проблемные вопросы, раскрывающие тему урока. В вновь полученных тетрадях запишите сегодняшнее число. Классная работа. Запишем т Включит учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока -с чего мы начали урок? ( мы вспомнили пройденное по теме «глагол»)Глагол-это….. Откроем книжки на стр. 256. *46. -Что нам сегодня предстоит сделать? (Выполнить морфологический разбор глагола) Запишите тему : «Морфологический разбор глагола». Запишем такое предложение ( № 2 стр 257 для Даши 2-е сложное предложение , выполнить морфологический разбор глагола и сделать схему, расставить знаки препинания), а для нас предложение № 3. Дремлет чуткий камыш . (СЛАЙД 8) - Укажем синтаксическую функцию и частеречную принадлежность слов. Начертим схему. Найдем глагол. Устно охарактеризуем его. - Выполним морфологический разбор глагола ( план разбора стр. 256 Упражнение 360. 1-е предложение разбираем вместе. Начиная со второго работа в парах. Выписываете глагол вместе с зависимым существительным, выполняете разбор и меняетесь тетрадями , проверяете. Потом оцените работу соседа. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его Ответы учащихся на вопросы учителя.