1. Исследовательская работа была защищена на районной  научно-практической конференции "Старт в науку"и награждена дипломом 1 степени.

«Синтаксические конструкции с максимальным числом  предикативных единиц  (полисинтаксические) в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

                             

                                 Содержание

Введение                                                                                                    

Глава 1. Сложные синтаксические конструкции

 (сложные предложения смешанного типа)                                          

1.1.  Сложные синтаксические конструкции                             

1.2.   Сложное синтаксическое целое.

1.3.  Предикативные  единицы.

Глава  2. Выявление сложных предложений в сочинениях

учащихся 6-9 классов                                                                                                                                                                                   

Глава 3. Материалы исследования 1-го тома «Мертвых душ» .

Анализ сложных синтаксических конструкций.                                                                               

Заключение                                                                                                 

Список использованной литературы                                                    

 

 

                                  Введение.

     Дети, которые читают, станут взрослыми,  которые думают. ...

    Самое главное в красивой речи – это ее соответствие нормам русского языка. Как научиться говорить красиво и грамотно?

   Синтаксическая неполнота и синтаксическая бедность относится к самым частотным явлениям повседневного дискурса  и поэтому важно  привлечь к чтению и на уроках русского языка заинтересовать анализом сложных  предикативных единиц .

     Достижения современной синтаксической науки позволяют сделать комплексный анализ синтаксиса гоголевского текста. Стало возможным сопоставить с синтаксической точки зрения массивы выборок, различных по структуре и цели высказывания предложений, из художественного произведения писателя, чтобы показать становление и специфику синтаксической структуры его индивидуального стиля. Как и в любом большом эпическом произведении, в поэме «Мертвые души» отмечены сложные синтаксические целые различных типов - как описательные, так и повествовательные, с различными видами связи - параллельной и цепной. Не секрет, что сложные синтактические особенности вышеуказанного произведения  тщательно исследованы. Но наша цель не систематизация предложений разного типа, а выявление предикативной единицы с максимальным количеством единиц в составе.   Нет такого исследования , чтобы приводилась в пример именно самая большая синтаксическая конструкция в поэме Н.В Гоголя . «Сколько  предикативных единиц в самой большой синтаксической конструкции поэмы «Мертвые души»?-  На этот вопрос не было ответа . В этом заключается актуальность нашего исследования.

      Для достижения указанной цели нами выполнены задачи:

1. Разбить всю книгу по главам .

2. Выделить в тексте сложные предложения, имеющие более 5 грамматических основ.

3. Выполнить синтаксический разбор выделенных предложений и  начертить   схемы, посчитать и найти предложение с наибольшим числом предикативных единиц.

4. Составить классификацию проанализированных предложений  по количеству предикативных единиц.

5. Систематизировать знания о синтаксических конструкциях , сложных предложениях ,предикативных единицах, ССЦ (сложных синтаксических целых».

6. Оформить исследовательскую работу .

7. Защитить работу на Научно-практической конференции  в с. Толбазы в январе 2017 г.

       Мы проанализировали сочинения учащихся 5-11 классов  . Из 30 исследованных  работ  с точки зрения синтаксиса правильно и «красиво» построены лишь 3 предложения учащихся. Изучив  первый том поэмы «Мертвые души» Н.В.  Гоголя, мы насчитали более 170 сложных предложений, это  еще только те, в которых более 5 грамматических основ!    

      Мы понимаем, что старшеклассники при написании сочинений и изложений избегают сложных синтаксических конструкций, а если и пытаются ими пользоваться, то строят довольно запутанные и малопонятные предложения.  В этом мы убедились , прочитав школьные  сочинения учащихся 5-11 классов. Во время устных ответов при разборе предложений часто делают ошибки, потому что не умеют разграничить компоненты сложной конструкции, установить смысловые и грамматические связи между ним .В большинстве случаев вся  работа   сводится к анализу готовых  дидактических   материалов, формированию практических навыков внимания уделяется  мало,- всё это не могло не сказаться и на уровне усвоения теоретических вопросов и, что отражается на расстановке ими знаков препинания: анализ сложных синтаксических конструкций позволяет выявить знания учащихся по всем разделам программы. В этом практическая значимость нашего исследования.

Методы : анализ, синтез, обобщение, классификация.

Объект исследования: сложные синтаксические конструкции в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Предмет исследования:  сложные  синтаксические  конструкции с максимальным количеством предикативных единиц.

      Так, например, в предложении  «С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства/.../» 19 предикативных единиц.

    Таким образом,  проект посвящен традиционно сложной проблеме русской грамматики — рассмотрению синтаксических особенностей художественного текста. В качестве материала исследования взято творчество Н.В. Гоголя, ведь язык Гоголя — великолепный образец русской литературной речи.

      Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)

    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» отмечена сложностью синтаксического строя. Сложные предложения в ней имеют такой же удельный вес, как и простые; сложноподчиненные предложения употребляются так же часто, как и сложносочиненные; конструкции с союзной связью используются наряду с бессоюзными сложными предложениями. Функциональному стилю языка «Мертвых душ» Н.В. Гоголя свойственны свои особенности синтаксических построений, свои типичные конструкции, которые вводятся в художественное произведение и взаимодействуют в нем со специальным стилистическим эффектом.

       Обратимся к страницам бессмертной поэмы.
А вот предложение с большим периодом, в котором вместилось так много: и сравнения развёрнутого типа, и эпитеты, и глаголы действия. « Между тем псы заливались всеми возможными голосами : один, забросивший вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал Бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и все это, наконец, повершал бас, может быть, старик, наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе: тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый подбородок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла.
[    ]:[   ], (сравн. Как);   [    ], [   ], [   ] (потому что), (когда) [   ] , и ( что ни есть) [   ], а [   ] ( от которой) .
Таким образом, мы видим, что в этом предложении и бессоюзная связь, и подчинительная, и сочинительная связи, т.е. перед нами с/с конструкция, так любимая Гоголем.

      Что такое Сложные синтаксические конструкции?

    Сложные синтаксические конструкции – это 1. Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные предложения (сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения смешанного состава). Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать (Каверин). Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить ее, как черное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне ее не было видно (Л. Т о л с т о и)  (1)

       Чем же сложные синтаксические конструкции (с/с) отличаются от простых предложений?

     Сложные синтаксические конструкции  представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Такие конструкции очень широко распространены в речи, причем одинаково часто употребляются в произведениях разных функциональных стилей. Это комбинированные типы предложений, они разнообразны по возможным объединениям частей в них, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой и определенной классификации.

        В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:

1) с сочинением и подчинением. 2) с сочинением и бессоюзной связью. 3) с подчинением и бессоюзной связью. 4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых компонентов или нескольких, среди которых могут быть, в свою очередь, сложные предложения. Однако, как правило, основные компоненты имеют однотипную связь - сочинительную или бессоюзную. Чаще же в таких комбинированных предложениях наблюдается деление на два компонента, причем один из них или оба могут быть сложными предложениями. Связь между компонентами может быть только двух типов - сочинительная или бессоюзная. Подчинительная связь всегда внутренняя. Такие синтаксические конструкции подчинены двум уровням членения: первое членение - логико-синтаксическое, второе - структурно-синтаксическое. На первом уровне членения выделяются более крупные логические части конструкции, или компоненты, на втором - части, равные отдельным предикативным единицам, т.е. простейшие «строительные элементы» сложного предложения(6,19)

Что же это предикативная единица?

Предикативная единица сложного предложения - это простое предложение. Сложное предложение состоит из нескольких простых , т.е. из нескольких предикативных единиц. Но это если по-простому. Если хорошо разобраться, предикативную единицу сложного предложения нельзя полностью отождествлять с простым предложением, так как пред. единицы во многих случаях обретают смысл только в самом сложном предложении. Простые же предложения не нуждаются ни в чем другом, чтобы передать полностью смысл, и обладают интонационной завершенностью.

Мы изначально заинтересовались сложными предложениям в тексте, исследовали их, и возникла проблема. Что мы изучали сложное синтаксическое целое или  сложные синтаксические конструкции?

А чем отличается  сложное синтаксическое целое от  сложных синтаксических конструкций?

       Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство.

    Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

      Отдельные предложения в составе сложного синтаксического целого объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальных синтаксических средств.

     От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью.

     Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложного синтаксического целого являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия; обстоятельственные сочетания в роли детерминантов, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов и возможная неполнота отдельных предложений; существенную роль играет и общее интонационное оформление. В смысловом отношении сложное синтаксическое целое характеризуется лексической преемственностью, широтой охвата содержания излагаемой темы, вплоть до полного ее раскрытия (каждое из последующих звеньев сложного синтаксического целого расширяет и развивает содержание предыдущих).

     Сложное синтаксическое целое может строиться и без специальных связующих элементов, лишь на основе лексической преемственности, синонимических и лексических повторов, общности временного плана.

Абзац как композиционно-стилистическая единица отличается от сложного синтаксического целого как объективной структурно-семантической единицы текста. Выделяют три типа соотношений между А. и ССЦ:

1) А. совпадает со ССЦ: а) в научном; б) официально-деловом стиле; в) эта особенность является повествовательной нормой художественной прозы;

2) один А. включает несколько ССЦ;

3) одно ССЦ может быть разбито на два и более абзацев, что позволяет выделить отдельные звенья общей структуры, частные детали в описании.

Многочленное сложное предложение может быть особым образом организовано и представлять собой период Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.

Предложения, построенные в виде периода, составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Со стороны содержания период отличается большой полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения.

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание(повышение) тона вначале, затем глубокая пауза и понижение(понижение) тона. (7,268)

Сложное синтаксическое целое - это тема-рематическая последовательность, открывающаяся фразой-зачином (или стержневой фразой, вмещающей в себя содержание всего целого). Именно фразы-зачины сложных целых, будучи стянутыми вместе, образуют содержательную канву текста. Части сложного синтаксического целого легко объединяются в сложное предложение, если на месте точек поставить иные знаки - запятые, точки с запятыми, тире, многоточие. В одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом.

От сложного предложения сложное синтаксическое целое отличается тем, что предложения, входящие в его состав, являются более самостоятельными и соответственно связи между ними менее тесными. Различные по своей структуре самостоятельные предложения в составе сложного синтаксического целого свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго продолжает и развивает содержание первого и т. д., пока не будет раскрыта данная микротема текста .

Между однородными предложениями в составе сложных синтаксических целых обнаруживается параллельная связь, между неоднородными - цепная.

Для стиля Н.В. Гоголя характерна параллельная связь, при которой содержание событий в предложениях перечисляется, сопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм:

  Дождь стучал звучно по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в подставленную бочку. Между тем псы заливались всеми возможными голосами: один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь /.../  деревушка была порядочная; но промокший и озябший герой наш ни о чем не думал, как только о постели.